ФГБУ ВНИИПО МЧС России

научно-технический журнал

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ISSN 2411-3778   eISSN 2782-3199

2019-4_Стр. 50-55

Приобрести полный текст статьи

УДК 614.841.334.2

В.И. Голованов, д-р техн. наук, гл. науч. сотр.;

А.В. Пехотиков, канд. техн. наук, нач. отд.;

В.В. Павлов, нач. сектора;

Н.С. Новиков, науч. сотр.

(ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

 

ОГНЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ТЮБИНГОВ ТОННЕЛЬНОЙ ОБДЕЛКИ

 

Аннотация. Приведены результаты экспериментальных исследований огнестойкости железобетонных тюбингов сборной обделки автодорожных тоннелей и перегонных тоннелей метро. Оценку огнестойкости исследуемых образцов с бетоном влажностью 6 % осуществляли в условиях стандартного температурного режима пожара на специально изготовленном стенде при воздействии на образец вертикальной и горизонтальной нормативной нагрузки. Для сравнения исследованиям были подвергнуты тюбинги из обычного бетона и бетона с добавкой полипропиленовой фибры в количестве 1 кг/м3. По результатам экспериментальных исследований установлено, что на обогреваемой поверхности тюбингов из обычного бетона при воздействии высоких температур происходило взрывообразное разрушение, сопровождаемое громкими хлопками с разрушением защитного слоя бетона. В образцах из фибробетона взрывообразного разрушения бетона не происходило.

На основании результатов проведенных экспериментов сделан вывод об эффективности использования железобетонных тюбингов с  полипропиленовой фиброй для ограждающих конструкций тоннеля. Их применение позволит обеспечить требуемые пределы огнестойкости, значительно снизить затраты на устройство огнезащиты и сократить сроки строительства.

 

Ключевые слова: огнестойкость строительных конструкций, огнезащита подземных сооружений, стандартный температурный режим пожара, предел огнестойкости, железобетонный тюбинг, полипропиленовая фибра

 

Список литературы

  1. Яковлев А.И. Расчет огнестойкости строительных конструкций. М.: Стройиздат, 1988. 142 с.
  2. Moore D.B., Lennon T. Fire engineering design of steel structures // Progress in Structural Engineering and Materials, 1997.Vol. 1, no. 1. Pp. 4–9. DOI: 10.1002/pse2260010104.
  3. Maraveas C., Vrakas A. Design of Concrete Tunnel Linings for Fire Safety // Structural Engineering International, 2014, no. 3. pp. 1–14. DOI: 10.2749/101686614X13830790993041.
  4. Голованов В.И., Кузнецова Е.В. Эффективные средства огнезащиты для стальных и железобетонных конструкций // Промышленное и гражданское строительство. 2015. № 9. C. 82–90.
  5. Голованов В.И., Павлов В.В., Пехотиков А.В. Защита железобетонных тюбингов автодорожных тоннелей от хрупкого разрушения при пожаре // Пожарная безопасность. 2008. № 2. С. 50–55.
  6. Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций / В.С. Федоров, В.Е. Левинский, И.С. Молчадский,
    А.В. Александров. М.: АСВ, 2009. 408 с.
  7. Young-Sun Heo, Jay G. Sanjayan, Cheon-Goo Han, Min-Cheol Han. Synergistic effect of combined fibers for spalling protection of concrete in fire // Cement and Concrete Research, 2010. Vol. 40, № 10. Pp. 1547–1554. DOI: 10.1016/j.cemconres.2010.06.011.
  8. Werther N. Brandversuche an Tunnelinnenschalenbetonen für denM30-Nordtunnel in Madrid // Betonund Stahlbetonbau, 2006. Vol. 101, issue 9. Pp. 729–731. DOI: 10.1002/best.200608187.
  9. Полипропиленовая фибра – эффективный способ борьбы со взрывообразным разрушением бетона при пожаре / И.С. Кузнецова, В.Г. Рябченкова, М.П. Корнюшина, И.П. Саврасов, М.С. Востров // Строительные материалы. 2018. № 11. С. 15–20. DOI: 10.31659/0585-430Х-20189-765-11-15-20
  10. Dehn F., Werther N., Knitl J. Grobrandversuche fur den City-Tunnel Leipzig // Beton- und Stahlbetonbau, 2006. Vol. 101, heft 8. Pp. 631–636 (in German). DOI: 10.1002/best 200608186.
  11. Kordina K. Brände in unterirdischenVerkehrsanlagen // Bautechnik, 2003. Vol. 80, heft 5. Pp. 327–338 (in German). DOI: 10.1002/bate.200302620.
  12. Прочностные и теплофизические свойства бетона с полипропиленовой фиброй в условиях температурного режима стандартного пожара / В.И. Голованов, Н.С. Новиков, В.В. Павлов, Е.В. Кузнецова // Пожаровзрывобезопасность. 2017. Т. 26, № 5. С. 37–44. DOI: 10.18322/PVB.2017.26.05.
  13. Прочностные характеристики фибробетона для тоннельных сооружений в условиях высоких температур / В.И. Голованов, Н.С. Новиков, В.В. Павлов, С.П. Антонов // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2017. № 2. С. 63–67.

 

Материал поступил в редакцию 30.07.2019 г.

 

 

Голованов Владимир Ильич – доктор технических наук, главный научный сотрудник. Е-mail: pavelgol1@yandex.ru;

Пехотиков Андрей Владимирович – кандидат технических наук, начальник отдела. Е-mail: pekhotikov.a@mail.ru;

Павлов Владимир Валериевич – начальник сектора. Е-mail: еvv.pavlov@mail.ru;

Новиков Николай Сергеевич – научный сотрудник Е-mail: agps.nick182@gmail.com

(Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)), г. Балашиха, Московская область, Россия.

Последние выпуски
Контакты
Адрес редакции:

микрорайон ВНИИПО, дом 12, город Балашиха, Московская область, 143903, Россия


Телефоны
+7 (495) 521-23-33 (гл.ред.), +7 (495) 524-98-70 (редакция)
Электронная почта
vniipo@vniipo.ru vniipo_onti@vniipo.ru


Количество выделенной памяти: 7 Mb
Страница сгенерирована за 0.245387 сек.